Дела, вытекающие из административных правонарушений
Высшим Арбитражным Судом РФ предложено концептуально новое, в своем роде “революционное” решение вопроса о внесудебной процедуре рассмотрения административных дел. Предполагается создать специализированный и независимый орган, входящий в систему органов исполнительной власти, к компетенции которого, помимо рассмотрения общих административных жалоб на действия должностных лиц, будет отнесен пересмотр во внесудебном порядке дел об административных правонарушениях, а также привлечение к административной ответственности по тем составам административных правонарушений, по которым привлечение в настоящее время производится судами общей юрисдикции и мировыми судьями.
В ходе проведения административной и судебной реформы в числе прочих решались два взаимосвязанных вопроса: о совершенствовании административного судопроизводства и о создании административной (внесудебной и досудебной) процедуры рассмотрения административных дел. С этой целью Высшим Арбитражным Судом РФ, в частности, были подготовлены две концепции: об административном судопроизводстве и о внесудебной и досудебной административной процедуре и создании нового контрольного органа.
Основная цель административной реформы состоит в достижении эффективного взаимодействия публичных органов исполнительной власти с невластными субъектами. Помочь в этом мог бы специализированный административно-юрисдикционный орган, который рассматривал бы в ограниченные сроки, используя простую административную процедуру, административные дела и жалобы. Предполагается, что подобная структура позволит невластным субъектам объективно, бесплатно и оперативно защищать свои права и законные интересы, а также существенно разгрузит суды и освободит их от несвойственных им функций административно-юрисдикционного органа.
Административная внесудебная процедура рассмотрения административных дел уже доказала свою дееспособность за рубежом. Так, единая система административно-юрисдикционных органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, существует в большинстве стран Европы (во Франции, в Голландии, Германии и др.), Канаде, США. Наиболее ярким примером является Административный трибунал провинции Квебек (Канада) – специализированный независимый орган, тем не менее входящий в систему органов исполнительной ветви власти.
Создание в Российской Федерации подобного органа, входящего в систему органов исполнительной власти, позволит повысить профессионализм и оперативность при рассмотрении дел об административных правонарушениях; снизит уровень коррупции в органах исполнительной власти; сохранит принцип разделения ветвей власти, нарушаемый сейчас при рассмотрении ряда административных дел судами.
При этом процедуру рассмотрения административных дел следует предельно упростить.
С учетом российского и международного опыта рассмотрения административных дел, принимая во внимание основные направления развития законодательства по данному вопросу в европейских странах (в том числе указанные в Рекомендации Rec(2001)9 Комитета министров Совета Европы государствам-членам об альтернативах судебному разбирательству между административными органами и частными сторонами от 5 сентября 2001 г.), административное дело может быть рассмотрено в порядке внутреннего пересмотра, а также в ведомственном, вневедомственном и судебном порядке.
Внутренний пересмотр (претензионный порядок рассмотрения спора) предполагает, что гражданин или организация в случае несогласия с действием или решением органа публичной администрации вправе направить должностному лицу, осуществившему это действие или принявшему это решение, претензию о мотивированном несогласии с данным действием или решением.
В ведомственном порядке административный спор рассматривается вышестоящим органом публичной администрации или вышестоящим должностным лицом. В частности, в ряде публичных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются и принимаются регламенты, регулирующие вопросы рассмотрения обращений, в том числе жалоб граждан.
Вневедомственный порядок требует создания специализированного вневедомственного внесудебного административно-юрисдикционного органа по рассмотрению административных дел и споров.
Наконец, при выборе судебного порядка привлекаются органы судебной власти, рассмотрение административно-юрисдикционных дел происходит в порядке административного судопроизводства.